Мы используем cookie — фрагмент сайта, на который вы зашли и который сохраняется на вашем компьютере. Сookie необходимы для анализа данных. Вы можете отключить cookie в настройках безопасности вашего браузера.
Спасибо, все ок!
ВЫБОР ЭКСПЕРТА

TENUTA DI TRINORO:
вино римского триумфатора

Светлана Роменская
винный эксперт,
кавист студии вина Адвокат
Андреа Франкетти — настоящая легенда, основатель звездных «гаражных» хозяйств Tenuta di Trinoro на тосканском холме и Passopisciaro на сицилийском вулкане, любимый винодел Роберта Паркера и всех, кто с ним знаком. Его rosso — чистое искусство — глубокие, полнотелые, фруктовые, мягкие, настолько сложные, что способны вытеснить собой все прочие внешние переживания. Рассказываем историю Андреа Франкетти, достойную кинематографа, и рекомендуем потрясающие образцы Tenuta di Trinoro из коллекции Адвокат.
первый полет франкетти в тоскане
Для воплощения своей мечты в 1990-х нью-йоркский винный брокер Андреа Франкетти выбрал место в настоящей глуши — на вилле XVI века, на юге Тосканы, за границей виноделия, обозначенной горой Монте Амиата, где земля давно не встречалась с мотыгой.

Первое вино Tenuta di Trinoro 1997-го — классический ассамбляж правого берега Бордо — Merlot, Cabernet Franc, Cabernet Sauvignon и Petit Verdot. Франкетти создал его без помощи энологов, полагаясь на «собственный нос» и советы друзей. К счастью, среди них были основатель «гаражного» движения в Бордо Жан-Люк Тэневен (Ch. Valandraud) и винный революционер Петер Сиссек (Pingus, Испания). С первой пробы «гаражной» Тосканы главный винный критик планеты Роберт Паркер стал поклонником Франкетти.

«Я прибыл в Валь д'Орча в 1980 году, когда там не было ничего и никого, только несколько руин. Так обстоит дело и сегодня, и я думаю, что в ближайшее время ничего не изменится, поскольку за это время были введены многочисленные запреты. Люди не хотели туда ехать, потому что не знали, как зарабатывать себе на жизнь на этой глинистой земле». — рассказывает Франкетти. Прежде чем стать рок-звездой винного мира, он провел почти 20 лет в Тоскане в самостоятельном «изгнании», а все, что было его первым домом — руины и матрас.
*«Гаражное» виноделие предложил Жан-Люк Тэневен, наглядевшись на замки Бордо с историей в несколько веков. В 1991-ом он выпустил в Бордо эксклюзивный релиз «Валандро» всего в 1500 бутылок, созданный с ювелирной точностью с применением минимального количества оборудования и воздействия на вино, и конечно, результат был бесподобным. Спустя 30 лет «гаражным» коллекционным виноделием занимаются почти во всех винных странах.
«Одна из новых суперзвезд Тосканы — поместье Тенута ди Триноро. Андреа Франкетти перфекционист, и делает некоторые вещи с каберне фран, которые никем никогда не были сделаны с за пределами Бордо, пожалуй, кроме нескольких виноделен Калифорнии. Все вина производятся при низкой урожайности, с применением дрожжей природного происхождения и с микро-оксидацией, без закрепления, очистки или фильтрации. Я его поклонник с первого же релиза. С каждым годом вина все лучше и лучше».

— роберт паркер, WINE ADVOCATE
покорение сицилийской вершины
В начале 2000-х Франкетти снова взошел на гору — он создал хозяйство Passopisciaro на склонах вулкана Этна на Сицилии в разрушенном подвале в нишах между застывшими потоками лавы и выпускает потрясающие линейки Nerello Mascalese и Nerello Cappuccio из автохтонов и пускает свои собственные римские корни сортом Cesanese d’Affile из Лацио. Здесь же на Этне он, энергичный пришелец, проводит симпозиум Contrade dell’Etna с участием виноделов Сицилии и в целом прилагает невероятные усилия, чтобы из поля местных конкурентов вспахать поле единомышленников и партнеров. Да, он один из тех, кто виновен в происхождении легенды об исключительных возможностях терруара Этны.
* Кстати, из-за того, что Франкетти выбирает для виноделия горы, в винном мире его называют «безумный барон» — по аналогии с персонажем романа Итало Кальвино «Il barone rampante» (1957), который в знак протеста решает больше не касаться земли и обустраивает жизнь на деревьях. Также Андреа Франкетти сравнивают с Вуди Алленом и Феллини — оттого что потрясающий винодел не только невероятно харизматичен, но и мечтал бы снять кино, если бы не был так занят. Но это не последняя слава о Франкетти — так как он много лет жил в Риме, его друзья и поклонники иронично сравнивают фанатичного винодела с римским императором — его энергии, таланта и гения достаточно, чтобы покорить весь мир.
лучшие вина нашей жизни
Магическим образом винные критики всего мира после дегустаций становятся друзьями Франкетти — другого выхода у них нет. К примеру, один из отзывов от римского винного эксперта и автора классического издания «Лучшие вина нашей жизни» Лучано Ди Лелло:

«При открытии этих бутылок был нанесен настоящий удар в самое сердце. Начиная с Le Cupole, я был ошеломлен, увидев, насколько они насыщены по цвету, бесконечно богаты и ласковы. Все эти красные с концентрацией фруктов, сладости, красоты и простора, полифонии в аранжировке ароматов, субстанции, полной нюансов, беспрецедентных тонов, тембральных сюрпризов, которые размножаются на небе. Вина, которые говорили, — каждое со своей историей, даже если они начинались с общей ветви, и постепенно уходили в своем собственном направлении и с индивидуальностью, отчетливой звучностью, сердитой мягкостью.

История Триноро в контексте итальянского виноградарства знаменует собой один из первых важных и реальных шагов, на которых наше вино перешло из школы во взрослую жизнь. От продукта бесконечного множества компаний на полуострове (момент исторически необходимый и поэтому не вызывающий презрения), до творчества культурного автора, который ходит один, с гораздо большим риском и смелостью, более широкий, сложный и зрелый. Переход от написания школьного эссе до сложности романа, с выходом на сцену новых чувств и интеллекта. Вино больше не является причиной для заработка, а становится причиной для жизни, полного творческого акта».
ВИНА TENUTA DI TRINORO
ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АДВОКАТ
выбор винного эксперта Светланы Роменской
Tenuta di Trinoro, 2013
Италия, Тоскана
22 500
р.
красное сухое, 14,5%
каберне фран 50%, мерло 33%, каберне совиньон 13%, пти вердо 4%

ДЕГУСТАЦИЯ
София Ландони, James Magazine: Он сын холодного года. Но именно интригующая и многогранная тонкость делает его таким интересным. Он раскрывает особый след ароматических трав, почти меловую ноту, напоминающую запах спички. Плод темный и кислый, как лесная ягода. Во рту появляется острая кислотность. В нем присутствует кремовая консистенция и стойкость танина, но, тем не менее, преобладает свежесть.

Моника Ларнер, Wine Advocate: Tenuta di Trinoro 2013 года символизирует обновленный и свежий стиль. Это вино отличается четкими линиями и детальными фруктовыми нюансами. Ежевика, сушеная вишня и красная смородина подкреплены кожей, специями и жевательным табаком. Несмотря на свою первоначальную застенчивость, винтаж 2013 года превращается в вино невероятной красоты и элегантности.
Tenuta di Trinoro, Palazzi
Toscana IGT, 2016
Италия, Тоскана
18 000
р.
красное сухое, 15%
мерло 100%

ДЕГУСТАЦИЯ

Антонио Галлони, Vinous Media: Palazzi 2016 года колоритный и сочный до глубины души. Это также вино, в котором наиболее очевидна высокая зрелость домашнего стиля. Темные фрукты, шоколад, специи, кожа и лакрица — все это нарастает по мере того, как это яркое вино постепенно раскрывается в бокале. Palazzi — пьянящее, экзотическое вино с щедрыми изгибами и тоннами чистого очарования.

Брюс Сандерсон, Wine Spectator: Созревшее и фруктовое, это выразительное красное обладает ароматами ежевики, черной вишни и сливы, подчеркнутыми нотами графита и табака, а послевкусие долгое, перекликающееся со спелыми фруктами и минеральными элементами.
Tenuta di Trinoro, Le Cupole,
Toscana IGT, 2017
Италия, Тоскана
4 100
р.
красное сухое, 15%
каберне фран 40%, мерло 37%, каберне совиньон 13%, пти вердо 10%

ДЕГУСТАЦИЯ
Моника Ларнер, Wine Advocate: Великолепное вино с густой темной интенсивностью и, тем не менее, с ощущением яркой энергии. Букет предлагает мягкие, спелые и пышные фрукты, но, учитывая жару и засуху, связанные с этим урожаем, фрукты проявляются очень тонко, танины бархатистые и приглушенные.
«Каждый бокал требует, чтобы его узнали, а не попробовали. Он вызывает своего рода диалог, который устанавливается почти на личном уровне, поскольку это вино, которое нельзя просто выпить, но оно рассказывает о своей собственной идентичности и о руке, которая его туда привела».

— София Ландони, James Magazine